Tob — Психологическая диагностика. Психологические тесты для беременных

Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф., Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь. — 360 с., 2006

4.4.1. Методика «Тест отношений беременной» (ТОБ (б))

215
В нижней строке таблицы — «Всего» — выставляется результат подсчета количества отмеченных цифр (баллов, не суммы цифр!) в каждом столбце. Столбец «О» отражает утверждения, характеризующие преимущественно оптимальный тип ПКГД, «Г» — гипогестогнозический, «Э» — эйфорический, «Т» — тревожный, «Д» — депрессивный.
Если в результате тестирования набрано 7—9 баллов, соответствующих одному из типов ПКГД, он может считаться определяющим.
Если ни по какому типу ПКГД преобладания баллов не наблюдается, нетрудно определить, какие подсистемы ПКГД у женщины нуждаются в коррекции. Для наглядности можно построить профиль ПКГД в виде гистограммы. По вертикали отмечаются избранные баллы, а по горизонтали — типы ПКГТ (рис. 6).

Пример___________________________________________________________________
«Тест отношений беременной» был заполнен будущей матерью. Результаты обследования были занесены в соответствующую таблицу.
Как видно из таблицы и рис. б, наибольшее число выбранных утверждений принадлежат первой графе. На основании этого факта тип ПКГД определяется как преимущественно оптимальный.

216
Тест позволяет не только определить тип ПКГД по преобладанию выбранных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отношения, которые нуждаются в коррекции.
Пример
У другой женщины, обратившейся за психологической помощью, было выявлено эйфорическое отношение к своей беременности и тревожное отношение к себе — матери. Полученные в результате применения теста данные приведены в таблице:

Изучив утверждения, выбранные испытуемой, нетрудно установить, что у женщины отмечается эйфорическое отношение к своей беременности, оптимистическое отношение к будущему ребенку, окружающим ее посторонним и близким людям, в то время как повышенная тревога связана с предстоящими обязанностями матери.
На основе результатов исследования беременную можно отнести к одной из трех групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки и, при необходимости, оказания психологической помощи.
Первая группа включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный тип ПКГД.
Вторая группа может быть названа «группой риска». В нее следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипогестогнозический, иногда тревожный типы ПКГД. У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.
Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы ПКГД, однако выраженность их клинических проявлений
217
более значительна, чем у представительниц второй группы. Кроме того, сюда следует включать всех женщин, характеризующихся депрессивным типом ПКГД. Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.
Таким образом, тест позволяет выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин уже на ранних этапах развития ребенка, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать психологов на оказание соответствующей помощи. Результаты, полученные при использовании методики, могут быть задействованы непосредственно при оказании психологической помощи, например, в качестве тем психотерапевтической беседы. Таким образом, благодаря обследованию коррекция выявленных отклонений может осуществляться более целенаправленно.
Простота использования теста дает возможность внедрения его в практику работы женских консультаций, применения акушерами-гинекологами, терапевтами. При выявлении выраженных нарушений у беременных женщин им может быть рекомендовано обращение за помощью к психологу или к психотерапевту. Рекомендуется проводить тестирование во втором и третьем триместрах беременности. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является профилактикой недостатка грудного молока, послеродовых невротических и психических расстройств.
Тест может быть использован также с целью определения эффективности оказания психологической помощи и курсов дородовой подготовки: в таком случае он проводится до начала курса либо встреч с психологом и после его завершения. Изменения результатов тестирования можно использовать для оценки эффективности данной работы. При этом не рекомендуется проводить тестирование чаще одного раза в месяц.

Tob — Психологическая диагностика. Психологические тесты для беременных

Тест создавался и апробировался в течение ряда лет. В настоящее время он получил довольно широкое распространение. Его применяют как в учреждениях практического здравоохранения, так и при проведении научно-исследовательских работ.

Тест содержит три блока утверждений, отражающих:

А – отношение женщины к себе беременной

I. Отношение к беременности.

Читать еще:  А можно забеременеть с одной трубой. Можно ли забеременеть после внематочной беременности с одной трубой. Как забеременеть с одной трубой. Особенности течения беременности с одной трубой

II. Отношение к образу жизни во время беременности.

III. Отношение во время беременности к предстоящим родам.

Б – отношения женщины в формирующейся в течение девяти месяцев беременности системе «мать – дитя»

I. Отношение к себе как к матери.

II. Отношение к своему ребенку.

III. Отношение к вскармливанию ребенка грудью.

В – отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих

I. Отношение ко мне беременной мужа.

II. Отношение ко мне беременной родственников и близких.

III. Отношение ко мне беременной посторонних людей.

В каждом блоке есть три раздела, содержащие утверждения, отражающие различные аспекты отношений беременных женщин. Пять утверждений соответствуют пяти вариантам ПКГД (психологического компонента гестационной доминанты). Испытуемой предлагается выбрать одно из них, наиболее соответствующее ее отношениям и переживаниям.

Тест отношений беременной (И. В. Добряков)

Фамилия, имя, отчество________________________________________

Возраст __________________Телефон ___________________________

№ беременности __________ Срок беременности __________________

Инструкция

Просим вас отметить номер одного из пяти утверждений, представленных в блоках, которое наиболее полно отражает ваше состояние.

А

Б

В

После выполнения задания женщине предлагается перенести результаты в следующую таблицу, отметив соответствующую утверждению цифру:

В нижней строке таблицы «всего» выставляется результат подсчета количества отмеченных цифр (баллов, не суммы цифр!) в каждом столбце. Столбец «О» отражает утверждения, характеризующие преимущественно оптимальный тип ПКГД, «Г» – гипогнозический, «Э» – эйфорический, «Т» – тревожный, «Д» – депрессивный.

Если в результате тестирования набрано шесть и более баллов, соответствующих одному из вариантов ПКГД, он может считаться определяющим.

Например, если результат тестирования «О» ПКГД – 7 баллов, «Г» ПКГД – 0 баллов; «Э» ПКГД – 1 балл; «Т» ПКГД – 1 балл; «Д» ПКГД – 0 баллов, то в таблице это будет представлено следующим образом (табл. 4).

Такой вариант ПКГД определяется как преимущественно оптимальный.

Для наглядности можно построить профиль ПКГД в виде диаграммы. По вертикали отмечаются набранные баллы, а по горизонтали – типы ПКГД:

Диаграмма наглядно демонстрирует при преимущественно оптимальном варианте ПКГД наличие двух проблемных подсистем у женщины, к одной из которых отношение эйфорическое, к другой – тревожное. Таким образом, тест позволяет не только определить тип ПКГД по преобладанию выбранных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отношения, которые нуждаются в коррекции. Для того чтобы определить, какие отношения нарушены, нужно обратиться к таблице. Эта таблица является ключом к тесту, и давать ее обследуемым не рекомендуется.

Из таблицы видно, что в представленном примере у женщины выявляется эйфорическое отношение к своей беременности (выбор утверждения: «Ничто не доставляет мне такого счастья, как сознание того, что я беременна») и повышенная тревога по поводу предстоящих родов (выбор утверждения: «Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь»).

Тест называется ТОБ-б, т. е. тест отношения беременных для беременных. Существуют его модификации: ТОБ-р для ретроспективного определения варианта ПКГД у уже родивших женщин и ТОБ-f для исследования представлений женщин, только планирующих беременность, о том, как изменятся их значимые отношения при гестации.

Получаемая при поведении ТОБ-б информация сразу ориентирует перинатального психолога, на что нужно обратить особое внимание, с какими проблемами работать. Зная это, легче строить беседу, устанавливать доверительные отношения. Проверять и уточнять полученные сведения следует в процессе клинической беседы и наблюдения, выбирать адекватную форму дородовой подготовки и проводить ее. Это улучшает состояние беременной женщины, ситуацию в семье, способствует нормальному функционированию системы «мать – пренейт», течению беременности и родов, является профилактикой гипогалактии, послеродовых невротических и психических расстройств. Изменения результатов тестирования, проведенного до начала семейной психотерапии и по ее завершении, можно использовать для оценки эффективности данной работы.

Также можно применять ТОБ-б с целью определения эффективности курсов дородовой подготовки до начала проведения курса и после его завершения. Не рекомендуется проводить тестирование чаще одного раза в месяц.

Беременность: пять типов поведения (+тест)

Беременность – дело семейное. Ожидание ребенка, подготовка к его появлению, его развитие в утробе матери – удел двоих. Психологи оставляют за отцом главное воспитывающее начало в семье, тут уж, как говорится, «взялся за гуж, не говори, что не дюж».

Папе положено разговаривать со своим еще не появившемся на свет малышом (ведь плод слышит с шести месяцев!), заботиться, чтобы он слушал хорошую музыку, ограждать от того, что слышать не должен. Очень полезны (и для мамы тоже) прикосновения – они повышают иммунитет, это установленный факт.

Возможно, папе придется потерпеть и капризы будущей мамы. Многие знают о таких нормативных для беременности состояниях женщины, которые медики называют токсикозом (он обусловлен гормональной и функциональной перестройкой организма). Самый распространенный его симптом – тошнота, бывают головокружения, даже потери сознания. Причем симптомы эти мало прогнозируемы: они возникают как у женщин, которые никогда отменным здоровьем не отличались, так и у тех, кто таковым мог похвастаться. К сожалению, известны факты мужского невежества, когда папы пугаются – «что-то не так», и изводят женщин своим беспокойством, а тем и без того тошно.

Читать еще:  Ранний самопроизвольный выкидыш. Выкидыш на раннем сроке беременности: признаки и симптомы

Теперь о психологическом состоянии будущей мамы. Этой информацией должны быть вооружены все мужчины, так как понимание состояния супруги позволит более гармонично выстроить отношения с нею, а в ряде случаев, даже скорректировать само это состояние.

Психологи описывают, как минимум, пять типов поведения беременных женщин, характеризующих, соответственно, и их психологическое состояние, и отношение к самой беременности. К слову сказать, отношение к беременности в последующем может отразиться на воспитании детей.

Эйфорический тип женщин гордится беременностью, всячески демонстрирует свое исключительное состояние, привлекая к нему внимание всевозможными способами, порой преувеличивая недомогание, манипулируя мужем (не без этого), прибегая к истерикам. Причем поведение таких женщин может быть противоречивым: с одной стороны они много внимания уделяют своему особому состоянию, с другой – не всегда ответственно относятся к рекомендациям врачей.

Чаще эйфорический тип являют собой женщины, которые долго ждали беременность, возможно, лечились от бесплодия. По этой причине в последующем в воспитании детей они могут использовать гиперпротекцию, иметь перепады настроения, плохо контролировать свои эмоции, супружеские конфликты выносить в сферу воспитания.

Тревожный тип поведения часто демонстрируют женщины с осложненным протеканием беременности, возможно, решившиеся на беременность вопреки диагнозу. Дополнительными причинами могут быть неблагоприятные материально-бытовые условия, дисгармоничные семейные отношения. Случается, что женщина излишне тревожится без объективных причин или в силу своих субъективных особенностей.

Конечно, таким женщинам нужен психотерапевт, а главное, твердая позиция мужа, его убежденность в том, что все хорошо.

Последующий стиль воспитания ребенка может выглядеть как гиперответственность, неуверенность в своих силах, с большой долей вероятности воспитание будет противоречивым.

Депрессивный тип беременности характеризуется постоянными страхами, негативным фоном настроения. Одной из причин может стать ощущение собственной непривлекательности, боязнь измен мужа. Подавленное состояние беременной угнетает близких, те начинают избегать контактов с нею, муж находит способы реже бывать дома, что только усугубляет ее состояние.

Помощь психотерапевта таким женщинам, точнее сказать, семьям, очень важна. Последующую воспитательную модель может характеризовать эмоциональное отвержение ребенка, сменяемое переживанием вины и компенсацией дефицита своей любви подарками или жертвенностью.

Гипогестогнозический тип представляют женщины, в чьи планы не входила беременность. Они не склонны менять свой образ жизни, относятся к беременности с небрежностью. Небрежность – это именно то слово: не стремятся беречь – либо по недомыслию (молоды, необразованны), либо по умыслу (многодетны, слишком заняты). Хочется надеяться, что эта группа не слишком многочисленна, но она есть.

В последующем воспитании используют стиль гипопротекции, другими словами, мало занимаются ребенком.

Такие женщины по их отношению к беременности и ребенку нуждаются в особом контроле со стороны окружения. Возможно, внимание и участие отца будет для ребенка единственно спасительным.

И наконец, оптимальный тип беременности. Женщина относится к своему новому состоянию ответственно, без лишней тревоги. Она готова к материнству, идет к нему осознанно. Ведет активный образ жизни, посещает курсы для беременных, читает соответствующую литературу, с радостью отзывается на все изменения, уже любит своего ребенка.

Мотивация таких женщин гармонизирует их состояние, формирует новое сознание. Несомненно, большая заслуга в этом их мужей. Отношения в семье гармоничны, и последующий тип воспитания тоже прогнозируется гармоничным.

Все, кроме последнего, оптимального типа поведения, относятся к группе риска.

Понятно, что мера такой отнесенности определяется индивидуально – у разных мам и у разных типов. Тем не менее, заметить симптомы нежелательного поведения и скорректировать его, в том числе и с помощью специалистов, и возможно, и необходимо. Будущим родителям (обращаюсь к обоим) следует знать, что психологи располагают несложными тестовыми методиками, позволяющими определить тип материнского отношения к беременности.

Понимать этот тип важно и еще по одной причине. Дело в том, что любое состояние мамы становится состоянием ребенка. И хорошо, и плохо им бывает вместе. Эмоциональный опыт плода – это первый опыт ребенка, он формируется родителями совместно.

Конечно, маловероятны совершенно безоблачные девять месяцев. Но максимально защитить дитя и мать, уберечь их от страхов семье по силам.

Здорово, когда жизнь будущей мамы наполнена удовольствием и радостью! А что радует женщину? Ответ универсальный – внимание в его разных проявлениях. Мужчины, балуйте, дарите подарки и подарочки, проводите вместе время, гуляйте (этого необходимо много!), говорите, как любите, приносите цветы, получайте удовольствием от этого периода вашей жизни вместе!

Ваше дитя даровано Богом, примите этот дар с благодарностью и радостью!

Читать еще:  Можно ли сироп корня солодки беременным. Есть ли противопоказания и побочные эффекты у сиропа Солодки при беременности. Особенности применения на разных сроках

Журнал «Батя» также предлагает вниманию читателей психологическую методику, используемую специалистами для определения типа поведения беременной женщины, а также характеристики обстановки, в которой протекает беременность.

Тест отношений беременной

При помощи данного опросника вы можете определить, по какому типу развивается ваша беременность, и при выявлении отклонений от нормы вовремя обратиться к специалисту за психологической помощью.

Инструкция. Из пяти утверждений женщине нужно выбрать одно, наиболее полно отражающее ее состояние.

Блок А

I

1) Ничто не доставляет мне такого счастья, как сознание того, что я беременна
2) Я не испытываю никаких особых эмоция, связанных с тем, что я беременна
3) С тех пор, как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении
4) В основном мне приятно осознавать, что я беременна
5) Я очень расстроена тем, что я беременна

II

1) Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни
2) Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала себя кое в чем ограничивать
3) Беременность я не считаю поводом для того, чтобы что-то менять образ жизни
4) Беременность так изменила мой образ жизни, что она стала прекрасной
5) Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам

III

1) Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах
2) Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь
3) Я думаю, что во время родов все смогу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними
4) Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, так как я почти не сомневаюсь в плохом исходе
5) Думаю о родах, как о предстоящем празднике

Блок Б

I

1) Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери
2) Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью
3) Я не задумываюсь о предстоящем материнстве
4) Я уверена, что стану прекрасной матерью
5) Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью

II

1) Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю
2) Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю
3) Я постоянно беспокоюсь о состоянии ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать
4) Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю
5) Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого

III

1) Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью
2) Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью
3) Я думаю, что буду кормить ребенка грудью
4) Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью
5) Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью

Блок В

I

1) Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка
2) Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка
3) Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне
4) Из-за беременности я стала некрасивой и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне
5) Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка

II

1) Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности, и мне хорошо с ними
2) Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что теперь я нуждаюсь в особом отношении
3) Большинство близких мне людей не одобряют того, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились
4) Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей
5) Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит

III

1) Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают, что я «в положении»
2) Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении»
3) Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»
4) мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении»
5) Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении»

Таблица результатов обследования по «Тесту отношений беременной»

Пожалуйста, оценивая результаты, не забывайте, что это методика предназначена для использования специалистами. Ни мужья, ни сами беременные женщины не могут выступать экспертами. Если Вас что-то насторожило, обратитесь, пожалуйста, к психологу*

Источники:

http://www.med24info.com/books/psihologiya-semeynyh-krizisov-spb-rech-360-s/4-4-1-metodika-test-otnosheniy-beremennoy-tob-b-15281.html
http://psy-clinic.info/index.php/testy/277-test-otnoshenij-beremennoj-tob-b-dobryakov-i-v
http://rusbatya.ru/beremennost-pyat-tipov-povedeniya-test/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector